1. без Библии 2. с Библией |
Урок 11. Христос - наша уверенность |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Проиллюстрировать, как в Послании к Евреям представлена тема уверенности. 2. Определить взаимосвязь веры и уверенности, а также условия возникновения уверенности в жизни христианина. 3. Исследовать, где проходит граница между уверенностью и простым допущением. План урокаI. Наша уверенность в спасении. II. Иисус Христос — гарант нашего спасения. III. Дополнительные обетования. КомментарийЧерез все Послание к Евреям красной нитью проходит мысль о том, что Иисус Христос является гарантом нашего спасения. Дерзновение, с которым верующим во Христа надлежит входить в небесное святилище, противопоставляется ограничениям и запретам, налагаемым на тех, кто искал прощения грехов в земном святилище. Не всем было позволено входить внутрь земного святилища: только священникам, да и то лишь в определенное время и при строгом соблюдении определенных условий. Но все, кто очистил и освятил свое сердце, кто верой принял совершенство жертвы Христа, — все они получили право на беспрепятственный доступ в Божье присутствие, и таковых Павел побуждает воспользоваться этим правом. Ранее в Послании к Евреям уже прозвучало приглашение входить в святилище «с искренним сердцем, с полною верою» ( Евр. 10:22). Тогда приглашение основывалось на заверении, что Иисус является нашим Первосвященником. Он сошел с небес и прошел земные испытания, поэтому и может проявлять сострадание к Своему народу в испытаниях. И вот теперь автор дает нам новое заверение: путь, которым этот Первосвященник вошел в Божье присутствие, открыт для Его народа, и каждый верующий по примеру Христа может последовать туда вслед за Ним. Это право на беспрепятственный вход в Святое святых окроплено святой кровью Иисуса Христа и тем самым гарантировано нам. Дерзновение, с которым автор послания призывает нас входить в Божье присутствие, основывается отнюдь не на наших собственных заслугах и достоинствах. Единственным оправданием для него является кровь Иисуса Христа, искупительная жертва Его воплощения, то есть величие Его заслуг и доблесть Его подвига. Иисус Христос совершает нечто большее, чем просто служение ради всего человечества. Апофеозом полного примирения в масштабах Вселенной станет завершение великой борьбы, когда силы зла будут уничтожены и когда все творение — на небе и на земле — исповедает Иисуса Христа Господом. Относительно уверенности в исполнении обетовании Иисуса Христа Е. Уайт пишет следующее: «Христос уверил ангелов, что Своей смертью Он искупит многих и уничтожит имеющего державу смерти, что Он снова вернет людям царство, утерянное ими через нарушение закона, что искупленные станут Его сонаследниками и вечно будут пребывать с Ним» («Патриархи и пророки», с. 65). Подобно тому, как Иисус заверил ангелов, Он также заверил и нас в Своей любви и грядущем спасении. Готовы ли мы с верой, отвергнув всякое сомнение, принять Его слово? Его слово истинно и не может не сбыться. Вот такую уверенность мы как христиане должны лелеять в своих сердцах. Говоря об этой уверенности, Павел дает следующее определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1). Вера и уверенность неотделимы друг от друга. Они подобны двум сестрам, которые всегда пребывают в общении друг с другом. Сущность христианской веры состоит в том, чтобы строить свою жизнь по Слову Божьему. Читая Послание к Евреям, мы уже дважды встречали греческое слово «ипостасис». В Евр. 1:3 говорится о том, что Сын является образом ипостаси Божьей. В Евр. 3:14 о верующих говорится как о «причастниках Христу», если только они твердо сохранят до конца начало своей «ипостаси». Другими словами, то, что еще не обрело видимого существования, усилием веры становится реальным и значительным в жизни верующего. Здесь апостол призывает христиан быть верными и никогда не оставлять своего призвания. В прошлом именно такая вера и уверенность верующих удостаивалась высшей похвалы Бога и записывалась на скрижалях истории народа Божьего в назидание потомкам. Для нас очень важно понять, что без веры не бывает уверенности. Эту же мысль ясно выразил Уильям Джонсон: «Вот к какому выводу приходит апостол. Вера, по его мнению, — это ваша и моя главная заслуга, которая будет вознаграждена тем славным будущим, которое уготовил нам Бог. Вера превращает надежду в действительность, а невидимое — в нечто конкретное. Таким образом, вера — это не одноразовый поступок и не решение следовать за Христом, отвергнув мир. Вера — это образ жизни, наше отношение к ней». («Иудеи», с. 205). Христиане, имеющие веру, имеют и уверенность, потому что наша уверенность в Иисусе Христе, Который, будучи Создателем и Искупителем мира, дарует уверенность. В Иисусе человечество обретает полную уверенность в спасении. Давайте же примем этот бесценный дар из рук Спасителя. Тексты для исследования: Рим. 3:20; 6:4; 12:3; Иак. 1:5, 6; 2:19; Иуд. 241. В мире немало религий и верований, которые учат своих сторонников полагаться на собственные усилия в обретении уверенности в спасении и достижении других духовных целей. Чем такой подход может показаться привлекательным? В чем заключается его опасность? 2. Уверенность христиан в спасении зиждется на подвиге Богочеловека Иисуса Христа. До некоторой степени это создает у нас иллюзию, что мы не можем влиять на весь процесс спасения и что управление им находится вне нашего контроля. Находите вы эту мысль утешительной или тревожной? Обоснуйте свой ответ. 3. Кровь Иисуса Христа «очищает» нас и дает нам возможность войти в присутствие Божье. Действительно ли мы чисты, или это всего лишь «юридическая фикция»? А может, нам следует рассматривать очищение как непрерывный процесс? Помогает ли сама уверенность в том, что Бог воспринимает нас чистыми, тому, чтобы на самом деле становиться чище? 4. Если уверенность можно рассматривать как производное или даже синоним веры, откуда в таком случае берется вера? Можем ли мы своими словами и поступками оказывать на нее положительное или отрицательное влияние? 5. Верой часто принято считать определенную систему религиозных ценностей и доктрин. В чем это определение может показаться неприемлемым для человека, который ищет истинный смысл веры? В чем, на ваш взгляд, истинная вера отличается от простого принятия вероучения? Личное благовествованиеПрочитайте Мк. 2:1—5; Лк. 19:1—5; Ин. 12:2—8; Евр. 4:15; 7:25; 10:19—23 На какой риск вы бы пошли ради того, чтобы быть еще ближе к Иисусу? Закхей, начальник мытарей, полный человек невысокого роста, взбирается на дерево, лишь бы увидеть Иисуса. Четверо друзей разбирают кровлю дома и опускают к ногам Иисуса своего парализованного товарища в надежде получить от Него исцеление. Мария Магдалина дерзнула нарушить ход пира, устроенного в честь Иисуса, и стала умащать Его ноги маслом и вытирать своими волосами. Нужда побуждает всех этих людей предпринять рискованные шаги, чтобы быть ближе к Иисусу. Даже если для этого придется взобраться на дерево и стать объектом насмешек толпы. Даже если для этого придется причинить ущерб кровле дома. Даже если для этого придется вынести осуждение толпы знатных гостей. Сильные духом всегда готовы к преодолению препятствий, даже если это сопряжено с некоторым риском. Их желание быть ближе ко Христу настолько сильно, что ничто не может остановить их на пути к его осуществлению. Послание к Евреям побуждает нас приступать «с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр. 4:16, курсив автора). Это дерзновение предполагает наличие у человека достаточно мужества, чтобы принять верой то, что спасение кроется не в нем самом, а в Спасителе. Несомненно, всякий риск предполагает возможность неудачи. Однако когда рядом Христос, неудача исключена. В самом деле, мы ведь не теряем ничего, достойного сожаления, а, веруя во Христа, обретаем вечность! Отчего же тогда, имея такую уверенность, мы часто не решаемся с дерзновением приступать к Нему? Чего мы боимся и почему выжидаем? Неужели мы думаем, что сможем однажды стать достаточно совершенными, чтобы наконец сделать решительный шаг навстречу Богу? Ответ можно прочитать в 1 Петр. 5:8. Именно дьявол, непревзойденный «мастер» по заражению человеческого разума бациллами страха, может потушить огонь святого дерзновения в нашей груди. Он застилает глаза нашего разума пеленой прошлых ошибок и неудач, вызывая в нас боль осознания собственного несовершенства при всяком очередном промахе. «Куда тебе, смертному и ничтожному существу, дерзать войти в Божье присутствие и Его святость?» — обвиняет он нас. Многие соглашаются с этим но, вместо того чтобы продолжать взирать на Христа, с болью в сердце сосредотачиваются на собственных ошибках и прегрешениях. Послание к Евреям — это арсенал библейских обетовании, которые вооружают и защищают от любых посягательств на нашу веру. Прочитайте, пожалуйста, Евр. 4:15; 7:25 и 10:19—23. Вы кого-нибудь подвели, не оправдали доверия? Взирайте на Христа! Вас одолевают греховные мысли относительно чьей-либо жены или мужа? Взирайте на Христа! Если вы рассердились на кого-либо и вот-вот потеряете контроль над собой, сложите свой гнев у Его ног и в ответ получите Его мир. Спасение — это не то, что мы предлагаем Христу; это уверенность в том, что мы получим от Него. А этого достаточно, чтобы самый закоренелый грешник, отбросив всякий страх, дерзнул сделать решительный шаг навстречу Христу. От теории к практикеОднажды я услышал историю о человеке, которому предстояло переправиться через широкую реку. Стояла зима, и замерзшую речку покрывал слой крепкого льда. Однако наш путник не доверял тому, что лед может выдержать его вес, и решил пробираться ползком. Каждое мгновение он ожидал, что лед проломится под ним и он окажется в воде. Когда же, измученный морально и физически, он уже подползал к противоположному берегу, его обогнала доверху груженая упряжка лошадей. Как это напоминает действия некоторых христиан! Направляясь к Небу, мы дрожим при каждом новом шаге, всякий раз опасаясь, что твердыня Божьих обетовании может проломиться у нас под ногами. Вопросы для размышления1. В свете изложенной выше истории поразмышляйте над следующим изречением: «Божьи обетования настолько надежны, что они выдержат, как бы сильно вы на них ни опирались». Назовите по крайней мере две черты характера, присущих каждому из героев веры, перечисленных в 11-й главе Послания к Евреям, которые бы подтверждали, что уверенность рождается из доверия к Божьим обетованиям. 2. «Божьи обетования, как звезды: чем темнее ночь, тем ярче они светят» (Давид Николае). Перечислите некоторые из Божьих обетовании. См. Быт. 12:2; Ис.Нав. 1:5; 4 Цар. 20:5; Пс. 31:8; Ис. 41:10; Иер. 31:34; Иез. 36:28; Ин. 14:21; Откр. 3:20. Каким образом эти обетования могут сделать светлее дни нашей жизни? 3. Обетования Христа обрели особую силу после Голгофы. В третьем веке Ориген выдвинул предположение, что смерть Христа стала выкупом, уплаченным дьяволу (см. Эрл Радмахер. «Спасение», с. 54). Эта теория оставалась в силе более тысячи лет. В чем ее отличие от распространенного ныне убеждения, что, «заняв наше место» на кресте, Иисус взял на Себя наши грехи? Каково значение уверенности в этих теориях? Вопросы для закрепления1. Когда вы будете во всем полагаться на Бога, принимая Его обетования как свои жизненные ориентиры, вы сможете избавиться от страхов, которые парализуют душу и подрывают успешность вашего служения. Что конкретно вы бы посоветовали предпринимать каждый день для освежения в памяти Божьих обетовании? 2. Какая, по вашему мнению, существует взаимосвязь между верой и уверенностью? Может ли твердая вера в то, что Бог действует в вашей жизни, повлиять: а) на вашу уверенность в достижении поставленных целей; б) на вашу личную и семейную жизнь; в) на ваши успехи в работе? Если вера и уверенность всегда идут рука об руку, на что в таком случае может указывать присутствие в жизни христианина веры без уверенности или уверенности без веры? 3. Сравните историю любви Вооза и Руфи с историей нашего спасения (ср. Втор. 25:5; Руфь 3:9 с Ин. 1:14; Флп. 2:5—8; Руфь 2:1 с Деян. 20:28; 1 Петр. 1:18,19; Руфь 3:11 с Мф. 20:28). Проанализируйте ваши отношения с Иисусом. Не создается ли у вас впечатления, что этим отношениям чего-то недостает? Что можно сделать для их укрепления и более уверенного проявления вашей веры в Бога? ЗаключениеПринимая верой жертву Христа ради нашего спасения, мы становимся участниками Его обетовании относительно нашего спасения. Кроме того, мы получаем уверенность в вечной жизни, которая неизмеримо выше всего того, к чему мы стремимся в жизни на земле. |